Франшиза “Не Школа” начала свой путь в 2015 году с небольшой студии по обучению игре на барабанах. И если сегодня филиалы сети работают во всех крупных российских городах и в нескольких странах, то в те годы о ней почти никто не знал. Тем не менее это ничуть не помешало создателям франшизы поставить амбициозные цели и достичь их.
С нуля, на голом энтузиазме и желании сделать свой проект уникальным они смогли пройти через множество трудностей и не сломаться.Сложно ли было? Несомненно! Действуя на ощупь, в период разработки и запуска сети создатели “Не школы” допускали ошибки. Но смогли их исправить и вовремя сделать выводы.
В статье на примере “Не Школы барабанов” рассказываем, как упаковать франшизу и какие действия необходимо предпринять, чтобы пережить первый год, а затем взять курс на масштабирование.
С чего началась история франшизы “Не Школа барабанов”
Первая студия бренда “Не Школа” была открыта в Москве. Тогда это была небольшая школа, в которой обучали игре на барабанах. Однако цель была грандиозной с самого начала: планировалось, что за три года удастся открыть не менее 100 филиалов в разных городах страны.
Но одно дело — планировать, и совсем другое — воплощать в жизнь. В реальности оказалось, что запускать более одного филиала в год при существующих бизнес-процессах весьма сложно. Спустя три года работали только три студии, а значит, на открытие еще 97 нужно было около 100 лет. Разумеется, так долго идти к цели никто не хотел, поэтому основатели “Не Школы барабанов” приняли решение о пересмотре бизнес-модели и упаковке франшизы. Кроме того, очевидным плюсом запуска франшизы стало и то, что в новые филиалы не нужно искать управляющих: партнеры сами будут нести ответственность за прибыль своей точки.
Упаковка
Изначально основатели “Не Школы” решили упаковать франшизу через опытных экспертов. Но большинство экспертов утверждали, что на упаковку продукта, разработку финансовой модели и первые продажи нужно не менее 2-3 месяцев. Такие сроки предпринимателей не устроили, поэтому они решили действовать самостоятельно:
- запустили рекламу в социальных сетях;
- провели презентации для первых потенциальных партнеров;
- собрали пять заинтересованных предпринимателей на обучение.
“Мы пришли к выводу, что эксперт со стороны не может упаковать продукт так, как ты сделаешь это самостоятельно. И дело не в том, что эксперт плохой, — он попросту не знает твой продукт, не любит его так, как ты. С самого начала все финансовые модели мы готовили индивидуально, избегая каких-либо шаблонов. То же самое касается презентаций — мы всегда ориентировались на запросы конкретного покупателя, а не только на рынок в целом”, — отмечают создатели франшизы “Не Школа барабанов”.
Первые продажи
В июле 2018 года были открыты первые 5 точек франшизы, а к концу года — еще 11. Конечно, это был успех, но останавливаться на достигнутом никто не планировал, поэтому параллельно с открытием филиалов запускались новые направления “Не школы”: гитара, вокал и kids (детское музыкальное образование).
Со временем начали появляться “теплые лиды” — те, кто пришли по рекомендации. Франшиза набирала популярность, а ее основателей стали приглашать на выступления, чтобы они поделились своей историей успеха.
Количество новых филиалов росло, и это требовало постоянного пересмотра бизнес-процессов: увеличения числа сотрудников, доработки регламентов и т.д. Но при этом всегда были 1-2 точки, в которых процессы настроены идеально и работали как часы. Именно на показатели этих точек и ориентировались при запуске новых филиалов.
Сложности
На этапе запуска и развития франшизы “Не Школа” ее создатели допускали ошибки. Некоторые из них обернулись определенными сложностями, поэтому мы рассмотрим их подробно.
- Игнорирование человеческого фактора.
В числе первых пяти партнеров “Не Школы” был один, который спустя несколько месяцев решил перейти на удаленный формат управления бизнесом. Конечно, все процессы в его филиале посыпались. После этого случая был пересмотрен регламент одобрения потенциальных партнеров — он стал более жестким.
- Офлайн-управление.
Первые точки франшизы “Не Школа барабанов” открывались при личном участии управляющей компании: руководители выезжали на места, помогали организовать продажи, нанять команду, провести обучение и т.д. Это все важно, но процессы шли до неприличия медленно. Переход в онлайн решил эту проблему.
- Статичность.
При активном масштабировании нужно постоянно пересматривать процессы: то, что отлично работает на 10 точках франшизы, совершенно не подходит, когда их становится 100 и более. Нужно вовремя менять структуру: убирать и добавлять должности, пересматривать инструкции и регламенты.
- Документы.
Этому пункту многие не уделяют должного внимания, а зря. Можно долгое время работать по шаблонному договору, как это было в “Не Школе”, но при первом же серьезном конфликте на пике роста вы поймете, что его стоило пересмотреть “еще вчера”. При масштабировании со скоростью 100 школ в год можно пропустить недобросовестного партнера, и, если нет защиты в виде договора, такая ошибка будет стоить очень дорого.
Правильно организованный бизнес — это половина успеха. В случае с франшизой наладить процессы в разы проще, чем при развитии проекта с нуля. Но, независимо от модели, бизнес нужно упаковать, затем сделать первые продажи, оперативно решить все возникшие вопросы и минимизировать последствия ошибок, которые на старте любого дела неизбежны.
Свежие комментарии