На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

storm24

27 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vitaly Arkhipov
    Вы сами к этому подтолкнули. Если бы вы меньше обворовывали людей вывозя капитал за границу ,может люди меньше шумели...Эксперты ВШЭ и Ол...
  • Георгий Михалев
    29%, могли бы совершить кражу в случае жизненной необходимости, а остальные в любой ситуации.Delta Системы без...

Проблемы артиллерии, созданной гениальным инженером

Барона Уильяма Джорджа Армстронга, пожалуй, можно назвать инженерным гением своей эпохи. Имея фабрику, занятую производством самых разных гидравлических систем, он в 1854 году совершенно случайно заинтересовался проблемами королевской артиллерии, воевавшей на тот момент в Крыму. Пушкари жаловались, что конструкция имевшихся в наличии орудий заметно отставала в техническом плане от стрелкового оружия, так что и богу войны не мешало бы обзавестись чем-то более скорострельным и меньшим по массе.

Армстронг, поразмыслив над задачей, нашел отличное решение, в доработанном виде и сегодня считающимся стандартным для львиной доли артиллерийских систем. Но в том-то и беда, что мы имеем дело с доведенной до ума технологией. А викторианцы же так очаровались идеями талантливого инженера и фабриканта, что приняли его разработки на вооружение, не проведя серьезных испытаний и исследований. Что и обернулось бедой – Британия чуть было вчистую не растратила свое военное качественное превосходство в мире.

Конечно, самого разработчика тут винить сложно – он был первым, кто предложил поистине революционную идею – составной, скрепленный ствол, где канал представлял собой тонкую стальную трубу, на которую потом в горячем состоянии напрессовывались цилиндры из кованого железа – длина и количество этих внешних слоев позволяли получать очень прочные и легкие стволы. Собственно, даже более-менее современная нам идея лейнирования больших калибров – она производная все из той же базовой наработки Армстронга.

20-фунтовка Армстронга Elena
20-фунтовка Армстронга

Другое дело, что само воплощение оказалось сыроватым – металлургия той поры давала частые огрехи в качестве исходного сырья, отчего пушки Армстронга во время выстрелов упорно трескались, а то и разрывались. В принципе, ресурс их был велик, но рано или поздно разрушалась каждая из них. Отчего прислуге приходилось мириться с постоянной опасностью.

Но еще хуже вышло с затвором – Армстронг ведь как солидный изобретатель создал не просто пушку, а систему – он разработал и затвор, и технологию производства ствола, и даже снаряд (точнее, несколько видов снарядов), главным образом пустотелых чугунных болванок, в которые засыпался порох или смесь пороха с дробью и все это закупоривалось свинцом. Детонация происходила от удара снаряда о какую-нибудь твердую поверхность – то есть инициатором выступал не детонатор, а сам корпус снаряда, примерно как загорается топливная смесь в ДВС, работающих по принципу Дизеля. И все бы еще можно было терпеть, но уж очень плохо вышло с затвором. Он представлял собой массивный блин с отверстием для запала, который прижимался к казенному срезу ствола посредством специального прижимного винта. И эта конструкция, в теории неплохая, на деле оказалась негодной – и обтюрация слаба, и прислуга не всегда в спешке дожимала винт, и сам блин, иной раз, вставал косо, что могло остаться незамеченным до выстрела, отчего прорыв газов в казенной части случался с завидной регулярностью. И хорошо, если без серьезных последствий.

Барон Армстронг, фото сделано в 1870-е (изобретателю тут седьмой десяток) Elena
Барон Армстронг, фото сделано в 1870-е (изобретателю тут седьмой десяток)

Но сразу эти недостатки разглядеть не получилось, отчего новинки выпускались в огромном количестве. Основными, массовыми сериями на флот поступали следующие системы:

  • 12-ти фунтовая пушка. Во многом была схожа со своим полевым собратом и устанавливалась на корабли малого водоизмещения.
  • 20-ти фунтовая пушка. Ей вооружались шлюпы и другие небольшие корабли. Встречалась и на больших, но уже в качестве салютной пушки, отчего продержалась на них дольше других. Была, по сути, укороченной версией полевой. Но такое сокращение длины ствола привело к потере точности, и если первоначально планировалось применять это оружие как противоминное, то вскоре стало ясно, что ничего из подобной затеи не выйдет.
  • 40-ка фунтовая пушка. Этой системе в какой-то мере повезло, поскольку ее принимали на вооружение, когда начала вырисовываться недоработанность прежних образцов. Так что на нее ставили усовершенствованную версию затвора, что позволило держать эти орудия на флоте аж до 1902 года.
  • 110-ти фунтовая пушка. Два варианта ее считались основным скорострельным флотским калибром. И, как выяснилось, самым ненадежным – именно из-за этого орудия британцы стали спешно избавляться от всех казнозарядных наработок Армстронга.

Понимая, что перевооружение, собственно, не задалось, но второй поспешной реформы уже не выдержит казна, решили уменьшить допустимый заряд для всех армстронговских орудий. Отчего их бронепробиваемость резко упала, тем самым попросту обесценив вооружение. А бой у Кагосимы в 1863 и вовсе заставил ввести запрет на такие пушки – отказы происходили в среднем каждые 13 выстрелов!

В результате основными пушками британского флота до конца XIX столетия стали дульнозарядные, архаичные монстры. К которым, правда, спешно придумали системы механизации, позволявшие до известной степени ускорить заряжание. Но зато они изрядно утяжеляли корабль.

110-фунтовка Армстронга, фотография XIX века Elena
110-фунтовка Армстронга, фотография XIX века

Боязнь казнозарядных пушек у адмиралов продлилась очень долго. Практически до 1893 года, когда полковник французской артиллерии де Банж доработал поршневой затвор Рнеффи. И вот он-то и стал основным на многие годы у британцев. Что очень своеобразно аукнулось несколько лет спустя.

В ту пору немцы разработали простой и быстрый клиновой затвор, годный для малых и средних калибров. Но такой затвор не может работать без металлической гильзы. А вот поршневой затвор, очень хорошо запирающий казну, легко обходится без гильз. Что, на первый взгляд, сулит выгоду – мешки с порохом весят куда меньше латунной упаковки. А немцы же, поняв выгоду латунной гильзы, оставили ее даже для больших калибров с раздельным заряжанием и вполне традиционными поршневыми затворами. Таким образом, они проиграли в массе, но выиграли в надежности. Что позднее и сказалось во время Ютландского сражения. Но это произошло уже в следующем, ХХ столетии.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх