На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

storm24

27 подписчиков

Свежие комментарии

  • Vitaly Arkhipov
    Вы сами к этому подтолкнули. Если бы вы меньше обворовывали людей вывозя капитал за границу ,может люди меньше шумели...Эксперты ВШЭ и Ол...
  • Георгий Михалев
    29%, могли бы совершить кражу в случае жизненной необходимости, а остальные в любой ситуации.Delta Системы без...

Кто и зачем стрелял по величайшему памятнику целой эпохи

В 1986 году в центре греческой столицы начались масштабные реставрационные работы, продолжающиеся и сегодня. Ученые задались целью максимально точно восстановить облик главного храма античности – Парфенона. Для чего применяются самые кропотливые и передовые методы современности. Вся округа была буквально просеяна, и археологи собрали все фрагменты мрамора, что там оказались.

Каждый обломок оказался задокументирован, описан и воссоздан в объемной компьютерной копии. И целая группа специалистов отныне старается собрать этот гигантский пазл, многократно перепроверяя результат. И как только не остается сомнений в принадлежности фрагмента, его ставят на место. Дополняя отсутствующие элементы новоделами, выполненными вручную при помощи традиционных технологий.

Глядя на руины храма, окруженного строительными лесами и подъемными кранами, создается впечатление, что зрителям прошлых столетий повезло много больше нашего и они могли наблюдать этот шедевр в куда лучшем состоянии, чем мы. Но это все неправда. С XVII столетия этого здания практически не существовало. Простояв две тысячи лет, Парфенон почти исчез с лица земли, так что то, что видим мы сегодня – настоящее чудо.

Парфенон построили в V веке до нашей эры с целью увековечить окончание греко-персидских войн в целом и особенно – Марафонскую битву. Что вполне удалось, поскольку даже Александр Македонский, захватив Афины, не стал покушаться на статус главного храма Афины в эллинском мире, и даже преумножил его богатство. Хотя последующие правители запросто могли устроить в нем гарем или ободрать часть драгоценного убранства для покрытия своих долгов.

Дагеротип 1839 года. Внутри храма видна мечеть, построенная турками Elena
Дагеротип 1839 года. Внутри храма видна мечеть, построенная турками

В III веке случился пожар, сильно повредивший комплекс и, судя по всему, уничтоживший статую богини, стоявшую внутри здания. Та, что стояла снаружи, выстояла и еще в XIII веке поражала путешественников своим величием. Так или иначе, именно с пожара началось угасание святыни. Афины перестали считаться центром образованного мира, все больше уходя к его внешним границам.

Как ни парадоксально, падение Афин спасло Парфенон. В бывшей языческой святыне, как то было принято, устроили христианский храм, внеся минимальные коррективы в убранство. Выкинули лишь редкие статуи, а те, что могли пригодиться в новой идеологии, попросту покрыли краской, дав им новые имена и толкования. Ну а частая смена власти и мелькание правителей послужили тому, что храм с тех пор почти не перестраивали – просто новые владельцы не успевали это сделать. Правда, в XIII веке крестоносцы четвертого похода разрушили сохранившуюся внешнюю статую Афины. Просто больше им ничего не оставалось грабить – храмовые сокровища вывезли в Константинополь еще в V веке.

Потом Афинами владели то каталонцы, то французы, то венецианцы, то флорентийцы. Иной раз в Парфеноне корректировались изображения, но суть оставалась прежней. Что и спасало строение – те храмы, которые оказались неинтересными для официальной церкви, постепенно разбирали на стройматериалы. При этом сами афиняне храм любили и пеклись о его сохранности. Видимо, он являлся чем-то вроде символа их былой независимости.

Вид на мечеть внутри Парфенона в 1830-е. Художник: Pierre Peytier Elena
Вид на мечеть внутри Парфенона в 1830-е. Художник: Pierre Peytier

В XV столетии Грецию захватили османы. Но и они не стали разрушать Парфенон, а оборудовали в нем мечеть. Причем с минимальными усилиями: колокольню объявили минаретом, росписи скрыли толстым слоем побелки, а занавесками и драпировками сделали перепланировку внутреннего пространства, приспособив под требования своего культа. Но тогда же и обратили внимание на толщину стен и подвальных перекрытий. Кстати, ранг мечети не исключал посещения Парфенона европейцами. Сохранились свидетельства, что хранители запросто пускали внутрь во внеслужебное время христианских туристов за минимальную мзду.

Несколько позднее между турками и венецианцами стало модным воевать. В том числе и за Афины. И тогда, принимая во внимание географию строения и его добротность, турки оборудовали в Парфеноне пороховой склад и укрытие для членов семей местных шишек. Собственно, очень похожим образом в дни невзгод так его использовали и античные греки. История вернулась на круги своя.

Вот так попадание, 1687 год. Иллюстратор: Severino Baraldi Elena
Вот так попадание, 1687 год. Иллюстратор: Severino Baraldi

В 1687 венецианцы смогли захватить укрепленный турками Акрополь. Османы к пороховой начинке Парфенона отправили членов своих семей, полагая, что клятые католики венецианцы не станут палить из пушек по своей церкви, пусть и бывшей. Но во главе штурмующих стоял не дож Франческо Морозине (хотя формально он, конечно), а нанятый шведский генерал. Который мало понимал в современной ему истории и совсем уж не разбирался в полутонах местной рефлексии. А потому преспокойно дал указание палить из пушек по стенам Парфенона. Много позднее ученые конца ХХ столетия только на западной стене насчитают 700 попаданий ядер. А обстрел велся сразу со всех четырех сторон.

Сложно сказать, когда точно, но одно из ядер все же угодило в запас пороха турок и вызвало вполне ожидаемый взрыв, унесший жизни части турецкого гарнизона и 300 бедолаг, укрывшихся в его стенах – их останки найдут только во время раскопок XIX века. Ну а сам Парфенон перестал быть таковым – от некогда величественного здания выстояли только два руинизированных фронтона.

1 из 7
Кто и зачем стрелял по величайшему памятнику целой эпохи Elena
Кто и зачем стрелял по величайшему памятнику целой эпохи Elena
Кто и зачем стрелял по величайшему памятнику целой эпохи Elena
Кто и зачем стрелял по величайшему памятнику целой эпохи Elena
1801 год, воришка Томас Брюс, граф Элгин, снимает метопы с Парфенона. Помимо этих, он немало других скульптур увез из Греции в родную Британию. Надо отметить, что сделал он это с разрешения турецкого султана (хотя подтверждающий это документ в архивах так и не нашли, так что…). Художник(и): Edward Dodwell/Simone Pomardi (Листайте вправо->, чтобы увидеть скульптурные плиты и узнать, где они сегодня)

Немного погодя турки снова получили Акрополь – у венецианцев не хватило сил укорениться на этой земле. И они на руинах Парфенона наскоро соорудили для нужд гарнизона мечеть. Что снова спасло эти древние обломки от растаскивания по строительным площадкам мелких частников. Позднее Греция получила независимость, но к той поре Афины оказались на таких задворках мира, что Парфенон не беспокоили до самого XX столетия, когда повышенный интерес к античности и истории Греции во всем мире позволил подтолкнуть общество на начало восстановление главного храма Афины. Парфенон снова обманул время.

Источник

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх